Формирование законопослушного поведения

Главная Новости Формирование законопослушного поведения

Законопослушное поведение — это ответственное правомерное поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона. 

Правомерное поведение – это особая  разновидность юридически значимого поведения, которое характеризуется следующим: 

  • Отвечает   интересам      общества,       государства   и          граждан.        (ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
  • Соответствует требованиям права, поскольку связано с осуществлением субъективных прав и юридических обязанностей.  (ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА)
  • Вызывает позитивные юридические последствия. (ОТВЕТСТВЕННОСТЬ) 
  • Обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной поддержкой государства. (ПРОСВЕЩЕНИЕ)

 

Законопослушное поведение можно рассматривать как комплекс ценностей, норм и правил, которые исполняются на добровольной основе, на основе которых строится реально существующий правопорядок. Это выражается в правосознании старшеклассников, в их представлениях о том, каков должен быть этот порядок и как следует относиться к действующей правовой системе.

Возможны расхождения между правосознанием людей и их реальными поступками, которые они совершают вопреки своим собственным представлениям о правовых нормах. Юридические законы создаются для того, чтобы регулировать поведение людей в обществе.

В несовершеннолетних, как в школе, так и дома должна формироваться правовая компетентность. Правовая компетентность – это комплекс знаний, идей, ценностных представлений, определяющих выбор обоснованного законом поведения человека. Необходимым составляющим такого комплекса является правовое образование, формирование политического и правового сознания, навыков самоопределения по отношению к явлениям политической и правовой жизни общества, умение давать собственную оценку политическим и нравственным явлениям.

Целью формирования законопослушного поведения является развитие правового сознания и правовой культуры учащихся, достижение ими понимания права как важнейшего завоевания культуры, цивилизации, как основания жизненного самоопределения каждого человека и устойчивого развития общества, а также выполнение и следование всем нормам закона и права.

Можно выделить несколько важных аспектов, влияющих на формирование законопослушного поведения.

1.                  Знание закона. Незнание законов не освобождает от обязанности их соблюдать. Низкая юридическая грамотность населения – на руку мошенникам, которые могут, пользуясь ею, обманывать людей. Сейчас существует большое количество юридической литературы, включая кодексы законов и комментарии к ним. Но юридическая грамотность населения остается на крайне низком уровне.

2.                  Обращение к закону. Решать конфликты и споры следует в рамках права, а не за его пределами, не путем применения силы, угроз. Зачастую даже старшеклассники не доверяют прокуратуре, суду, милиции и считают бесполезным обращаться к ним за помощью, а то и просто боятся это делать. В результате создается почва для стремления решить спор не в суде, а через применение силы.

3.                  Уважение закона. Закон в РБ воспринимается как приказ, который надо выполнять, чтобы избежать наказания, а не как норма, направленная на общее благо. В правовом государстве жизнеспособность юридических норм зависит больше от уважения к закону, чем от страха перед санкциями за их нарушение.

 

В задачи формирования правопослушного поведения входят:

  • знаний о праве;
  • внутреннего уважения к праву;
  • умения применять правовые знания на практике;
  • привычки действовать в соответствии с правовыми предписаниями.

Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение. 

К формам правового воспитания относятся:

  • правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);
  • правовая пропаганда   (правовое       воспитание    населения      в          лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т. д.);
  • правовое воспитание   правонарушителей            правоприменительными     органами

(правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);

  • юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов).

Методы правового воспитания – это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего, убеждение и принуждение, личный пример, поощрение и др. Средства правового воспитания делятся:

  • на материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.);
  • устные(лекции, семинары, беседы и т. п.).

             Под законопослушным поведением понимается, прежде всего, ответственное правомерное поведение человека, характеризующееся сознательным подчинением требованиям закона.

   c6u6dhjir4ssllttefqg